Домашняя мастерская. Приобщение детей к ручному труду. Воспитание созидательного навыка |
Павел Ин
Ручная работа - Практические умения |
06.02.2013 16:55 |
Даже если взрослый мужчина не испытывает особенной тяги к домашнему ремеслу, нельзя забывать о подрастающем сыне. Кто обучит его важнейшим навыкам в работе с инструментами, воспитает мужскую сноровистость и умелость, если не отец! Излишне говорить, как сплачивает ребенка и взрослого совместный серьезный труд, как укрепляется при этом родительский авторитет. Если отец и сын возятся в домашней мастерской, постигая основы конструирования, приемы работы с деревом и металлом, обучаясь техническому творчеству и способам его воплощения в готовом изделии, тут можно говорить не об утилитарной работе, а о важном воспитательном процессе, разностороннем духовном общении. В таком случае советы по освоению различных видов ручного труда будут вполне уместны, поскольку помогут отцу, дедушке, старшему брату провести немало увлекательных часов, приобщая детей к изобретательскому творчеству, открывая для них радость изготовления вещи собственными руками. Начинать привлекать детей к ручному труду надо буквально с их первых шагов, как только малыш начинает интересоваться предметным миром, окружающим его в доме. Вот ребенок потянулся к папиным инструментам или к кухонному ножу. Первая и вполне понятная реакция родителей: «Нельзя!» Опасность действительно есть, но только в том случае, если ребенок не научится правильно пользоваться этим «страшным» предметом. И чем раньше возникнет у него навык, тем меньше риск травматизма. С ножом и вилкой ребенка можно знакомить уже с полутора лет. Сначала нужно дать ему столовый затупленный нож, показав, какой стороной он режет. Предложить нарезать «колбаску» из глины или пластилина. Нож в детской руке выворачивается, норовит резать тупой стороной. Следует объяснить, что правой рукой нож ориентируют, а левой его надавливают. При таком обучении двухлетний ребенок смело манипулирует ножом без всякого риска. Малыш растет. Возрастает и его исследовательский интерес. Все чаще сынишка стремится узнать: а что у игрушки внутри? Потом он горько плачет над сломанной машинкой: починить ее, оказывается, совсем не так просто, как сломать. Нет у него пока созидательного навыка, и тут без помощи взрослых не обойтись. В чем должна выражаться такая помощь? В обучении ребенка простейшим ручным операциям, в развитии его творческой изобретательности. Широкий ассортимент комплектов для детского труда — в магазинах «Детский мир». Но все они грешат одним недостатком — не стимулируют изобретательность исполнителя, его творческую мысль. Авторство остается за разработчиком-методистом. Детям же отводится роль аккуратных исполнителей чужого творческого замысла. На первых порах и это неплохо, но постепенно детей такая роль расхолаживает. Ведь в заготовках кораблей остается только собрать элементы, покрасить, и вещь готова, а где же живое участие изготовителя? Тот же недостаток у наборов деталей «Конструктор». Все варианты сборки уже кем-то продуманы. Ребенку нужно только разобраться в схеме и составить из деталей готовую конструкцию. Это мало чем отличается от пирамидки. Во всех вариантах сборки используется одна и та же технология — манипулирование винтами и гайками. Значительно больше пользы приносит ребенку изготовление изделия от нуля, без готовых полуфабрикатов. Например, интересно самому выстругать кораблик из доски или полена. Но папе нельзя не учитывать, что у сына слабо развито пространственное воображение и отсутствуют необходимые навыки. Мальчик 7—10 лет плохо представляет вид окончательного изделия, не может его мысленно увидеть и, тем более, нарисовать. И уж совсем не знает последовательности технологических процессов. Тут ему и понадобится помощь взрослых. На начальных этапах совместной с ребенком конструкторской деятельности полезно использовать метод объемного проектирования — не вычерчивать изделие, как принято у взрослых, а вылепливать его из глины ли пластилина. Не беда, что кораблик первоначально получится глиняный, важно, чтобы ребенок воочию увидел элементы, которые предстоит изготовить, их компоновку, раскрой. Без такой помощи взрослых дети часто бросают начатую работу — они пасуют перед возникшими трудностями, которые сами не в силах преодолеть. Но вот на смену игрушкам в детском уголке приходят механизмы и блоки от приборов, принесенные сыном со двора. Детская комната постепенно превращается в свалку утильсырья. Попытки родителей спасти комнату от захламления встречают обиду юного конструктора: как же мама не понимает, что эти детали очень нужны, из них можно построить автомобиль, кухонный комбайн или еще что-то очень полезное! Родительское пренебрежение и непонимание вынуждают ребенка искать выходы творческой энергии на стороне, вне поля зрения пап и мам, а значит, без их помощи и поддержки. Всем, наверное, приходилось видеть импровизированные детские мастерские и в подвалах, и на чердаках, и в заброшенных черных ходах подъездов и дворов. Куда больше пользы было бы всем нам, если бы родители не отмахивались от творческих интересов детей, а шли им навстречу — создавали дома условия для технических поделок. Профиль такой домашней мастерской, ее оснащение зависят от того, что мы хотим от нее получить. Домашняя мастерская, как и домашняя библиотека, может стать зеркалом и лабораторией души растущего человека. Этапность создания мастерской легче всего связать с возникновением тех или иных интересов у ребенка. Tags: |