Домашняя мастерская. Приобщение детей к ручному труду. Воспитание созидательного навыка
Главная Ручная работа Практические умения Домашняя мастерская. Приобщение детей к ручному труду. Воспитание созидательного навыка 27.04.2024

Gogle Translate

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Поиск по сайту

Домашняя мастерская. Приобщение детей к ручному труду. Воспитание созидательного навыка

Павел Ин Автор:
Павел Ин


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Ручная работа - Практические умения
06.02.2013 16:55

Домашняя мастерская для детей

Даже если взрослый мужчина не испытывает особенной тяги к домашнему ремеслу, нельзя забывать о подрастающем сыне. Кто обучит его важнейшим навыкам в ра­боте с инструментами, воспитает мужскую сноровистость и умелость, если не отец!

Излишне говорить, как сплачивает ребенка и взрослого сов­местный серьезный труд, как укреп­ляется при этом родительский авто­ритет.

Если отец и сын возятся в домаш­ней мастерской, постигая основы конструирования, приемы работы с деревом и металлом, обучаясь техни­ческому творчеству и способам его воплощения в готовом изделии, тут можно говорить не об утилитарной работе, а о важном воспитательном процессе, разностороннем духовном общении. В таком случае советы по освоению различных видов ручного труда будут вполне уместны, посколь­ку помогут отцу, дедушке, старшему брату провести немало увлекательных часов, приобщая детей к изобрета­тельскому творчеству, открывая для них радость изготовления вещи соб­ственными руками.

Начинать привлекать детей к ручному труду надо буквально с их первых шагов, как только малыш начинает интересоваться предметным миром, окружающим его в доме. Вот ребенок потянулся к папиным инструментам или к кухонному ножу. Первая и вполне понятная реакция родителей: «Нельзя!» Опасность дей­ствительно есть, но только в том случае, если ребенок не научится пра­вильно пользоваться этим «страш­ным» предметом. И чем раньше воз­никнет у него навык, тем меньше риск травматизма.

С ножом и вилкой ребенка можно знакомить уже с полутора лет. Сна­чала нужно дать ему столовый за­тупленный нож, показав, какой сто­роной он режет. Предложить нарезать «колбаску» из глины или пластилина. Нож в детской руке выворачивается, норовит резать тупой стороной. Следует объяснить, что правой рукой нож ориентируют, а левой его на­давливают. При таком обучении двух­летний ребенок смело манипулирует ножом без всякого риска.

Малыш растет. Возрастает и его исследовательский интерес. Все чаще сынишка стремится узнать: а что у игрушки внутри? Потом он горько плачет над сломанной машинкой: починить ее, оказывается, совсем не так просто, как сломать. Нет у него пока созидательного навыка, и тут без помощи взрослых не обойтись.

В чем должна выражаться такая помощь? В обучении ребенка простей­шим ручным операциям, в развитии его творческой изобретательности. Широкий ассортимент комплектов для детского труда — в магазинах «Детский мир». Но все они грешат одним недо­статком — не стимулируют изобре­тательность исполнителя, его твор­ческую мысль. Авторство остается за разработчиком-методистом. Детям же отводится роль аккуратных ис­полнителей чужого творческого замы­сла. На первых порах и это неплохо, но постепенно детей такая роль рас­холаживает. Ведь в заготовках кораб­лей остается только собрать эле­менты, покрасить, и вещь готова, а где же живое участие изготовителя? Тот же недостаток у наборов деталей «Конструктор». Все варианты сборки уже кем-то продуманы. Ребенку нуж­но только разобраться в схеме и составить из деталей готовую кон­струкцию. Это мало чем отличается от пирамидки. Во всех вариантах сборки используется одна и та же технология — манипулирование вин­тами и гайками.

Значительно больше пользы при­носит ребенку изготовление изделия от нуля, без готовых полуфабрикатов. Например, интересно самому выстру­гать кораблик из доски или полена. Но папе нельзя не учитывать, что у сына слабо развито пространственное воображение и отсутствуют необходи­мые навыки. Мальчик 7—10 лет плохо представляет вид окончательного изделия, не может его мысленно уви­деть и, тем более, нарисовать. И уж совсем не знает последовательности технологических процессов. Тут ему и понадобится помощь взрослых.

На начальных этапах совместной с ребенком конструкторской деятель­ности полезно использовать метод объемного проектирования — не вы­черчивать изделие, как принято у взрослых, а вылепливать его из глины ли пластилина. Не беда, что кораблик первоначально получится глиняный, важно, чтобы ребенок воочию увидел элементы, которые предстоит изгото­вить, их компоновку, раскрой. Без такой помощи взрослых дети часто бросают начатую работу — они пасу­ют перед возникшими трудностями, которые сами не в силах преодолеть.

Но вот на смену игрушкам в детском уголке приходят механизмы и блоки от приборов, принесенные сыном со двора. Детская комната постепенно превращается в свалку утильсырья. Попытки родителей спас­ти комнату от захламления встречают обиду юного конструктора: как же ма­ма не понимает, что эти детали очень нужны, из них можно постро­ить автомобиль, кухонный комбайн или еще что-то очень полезное! Родительское пренебрежение и не­понимание вынуждают ребенка ис­кать выходы творческой энергии на стороне, вне поля зрения пап и мам, а значит, без их помощи и поддержки.

Всем, наверное, приходилось видеть импровизированные детские мастерские и в подвалах, и на чердаках, и в заброшенных черных ходах подъездов и дворов. Куда больше пользы было бы всем нам, если бы родители не отмахивались от творческих интересов детей, а шли им навстречу — создавали дома условия для технических поде­лок.

Профиль такой домашней мастер­ской, ее оснащение зависят от того, что мы хотим от нее получить. Домашняя мастерская, как и домаш­няя библиотека, может стать зерка­лом и лабораторией души растущего человека.

Этапность создания мастерской легче всего связать с возникновением тех или иных интересов у ребенка.

relatedArticles
 
Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Top.Mail.Ru